+7 (812) 370-19-88

пн-чт: c 8.30 до 17.15

пт: с 8.30 до 16.00

перерыв с 12.00 до 12.30


Версия для слабовидящих

Правила финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2019 году

Оглавление:

1.Какие расходы на предупредительные меры и в какой сумме можно профинансировать за счет взносов на травматизм

1.1.Перечень мероприятий, финансируемых за счет средств Фонда социального страхования

1.2.Какую сумму расходов можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм (общие правила)

1.3.Финансирование расходов на предпенсионеров

1.4.Финансирование страхователей с численностью работающих до 100 человек

1.5.Расчет суммы на финансирование предупредительных мер для страхователей, использующих средства на различные мероприятия

2.Какие документы нужно подать в ФСС РФ

2.1. Как составить план финансового обеспечения предупредительных мер

2.2. Как заполнить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

2.3. Какие обосновывающие документы прилагаются к заявлению

2.4. Документы, которые могут быть получены территориальным отделением Фонда в рамках межведомственного взаимодействия

3. Когда и как представить в ФСС РФ заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и другие документы

3.1. Основания, при наличии которых может быть отказано в финансировании предупредительных мер

4. Как получить решение фонда о финансировании предупредительных мер

5. Как отчитаться об использовании сумм взносов на травматизм

5.1. Когда и куда подать отчет об использовании страховых взносов на травматизм

5.2. Как заполнить отчет об использовании сумм страховых взносов на травматизм

 

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н" (далее – Правила)

 

1. Какие расходы на предупредительные меры и в какой сумме можно профинансировать за счет взносов на травматизм

1.1. Перечень мероприятий, финансируемых за счет средств Фонда социального страхования

Перечень мероприятий, финансируемых за счет взносов на травматизм, содержится в п. 3 Правил:

а) проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);

б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

  •   руководители организаций малого предпринимательства;
  •   работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  •   руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  •   руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
  •   члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  •   уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  •   отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке <1> или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);

--------------------------------

<1> Подпункт 2.3.2Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерацией и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767) (далее - Порядок N 1/29).

 

г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (Армения, Казахстан, Киргизия, Белоруссия), в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – СИЗ)

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – СКЛ);

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – ПМО);

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнемпроизводств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н;

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (далее - алкотестеры или алкометры);

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (далее - тахографы);

к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (далее – СКЛ для предпенсионеров).

 

1.2. Какую сумму расходов можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм

По общему правилу в счет взносов можно зачесть до 20% разницы между начисленными за предыдущий год взносами на травматизм и двумя видами выплат, произведенных в том же году.

Расчет планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2019 году производится так(п. 2 Правил):

 

 

1.3.           Финансирование расходов на предпенсионеров

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на СКЛ предпенсионеров

 

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года в ряде законодательных актов было закреплено новое понятие предпенсионный возраст.

Согласно закону № 350-ФЗ от 3 октября 2018 г., предпенсионным считается возраст в течение 5 лет до дня наступления возраста, дающего право на оформление страховой пенсии по старости, в том числе досрочной (например, по выслуге лет медработникам, учителям и т.д.).

Из-за ежегодного увеличения возраста выхода на пенсию предпенсионный возраст тоже будет поэтапно повышаться, при этом разница в 5 лет будет сохранена. Например, пенсионный возраст в 2019 году будет составлять для женщин - 55,5 лет, для мужчин - 60,5 лет, следовательно, предпенсионерами в этом году буду считаться женщины от 50,5 и мужчины от 55,5 лет.

Переходный период продлится до конца 2022 года, пока будет происходить постепенное увеличение пенсионного возраста. С 1 января 2023 года нормативы предпенсионного возраста будут закреплены окончательно в значениях 55 и 60 лет.

Таблица предпенсионного возраста в течение предусмотренного законом переходного периода представлена ниже:

Год

Пенсионный возраст

Предпенсионный возраст

женщины

мужчины

женщины

мужчины

2019

55,5

60,5

50,5

55,5

2020

56,5

61,5

51,5

56,5

2021

58

63

53

58

2022

59

64

54

59

2023 и т.д.

60

65

55

60

Какой возраст считается предпенсионным?

Как было уже отмечено ранее, возраст, при достижении которого гражданин будет считаться предпенсионером, будет ежегодно изменяться в течение переходного периода (с 2019 по 2023 г.). Поэтому для граждан разных годов рождения предпенсионный возраст будет отличаться, а значит и пользоваться положенными льготами они начнут в разное время.

С 1 января 2019 года предпенсионерами считаются (так как до выхода на пенсию им остается менее 5 лет):

·         женщины 1964-1966 годов рождения

·         мужчинам 1959-1961 г.р.

Определить предпенсионный возраст в зависимости от года рождения гражданина можно по таблице, представленной ниже:

Для женщин

Для мужчин

С какого года можно будет воспользоваться льготами для предпенсионеров

Год рождения

Пенсионный возраст

Предпенсионный возраст

Год рождения

Пенсионный

возраст

Предпенсионный

возраст

1964

55,5

50,5

1959

60,5

55,5

2019

1965

56,5

51,5

1960

61,5

56,5

1966

58

53

1961

63

58

1967

59

54

1962

64

59

2021

1968

60

55

1963

65

60

2023

1969 и т.д.

1964 и т.д.

2024 и т.д.

 

1.4.Финансирование страхователей с численностью работающих до 100 человек

Если в организации трудятся до 100 человек и в предыдущие два года она не получала финансирования предупредительных мер, предельная сумма для зачета рассчитывается исходя из данных за три предыдущих года. При этом она не может превышать сумму взносов на травматизм, уплачиваемых в текущем году (п. 2Правил)

 

Расчет планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2019 году аналогичный расчету, указанному в разделе 1.2

 

1.5.Расчет суммы на финансирование предупредительных мер для страхователей, использующих средства на различные мероприятия

Страхователь имеет право направлять выделенные на финансовое обеспечение предупредительных мер средства одновременно на различные мероприятия.  

Каким образом производится расчет суммы рассмотрим на примере:

Страхователем представлен план финансового обеспечения, в котором перечислены следующие наименования предупредительных мер:

 

N п/п

Наименование предупредительных мер

Обоснование для проведения предупредительных мер (коллективный договор, соглашение по охране труда, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда)

Срок исполнения

Единицы измерения

Количество

Планируемые расходы, руб.

всего

в том числе по кварталам

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи

Соглашение об охране труда от 08.02.2019

IIкв-л

2019

Шт.

3

9 000,00

 

9 000,00

 

 

2.

Проведение специальной оценки условий труда

Соглашение об охране труда от 08.02.2019

IIкв-л

2019

Раб.

места

560

5 200 000,0

 

5 200 000,00

 

 

3.

Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством

Соглашение об охране труда от 08.02.2019

IIкв-л

2019

Шт.

46

5 141 745,38

 

5 141 745,38

 

 

 

Расчет планируемой суммы финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2019 году в рассматриваемом примере производится так:

 

Начислено страховых взносов в 2018 году

38 755 724,95 руб.

Расходы, произведенные в 2018 году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями

2 953 240,35 руб.

Расходы, произведенные в 2018 года на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно

1 300 000,00 руб.

База для расчета суммы финансового обеспечения предупредительных мер в 2019 году

34 502 484,60

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в 2019 году из расчета 20%

6 900 496,92

Сумма финансового обеспечения предупредительных мер в 2019 году с учетом финансирования расходов на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством

10 350 745,38

В соответствии с п.3 Правил объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (введено Приказом Минтруда России от 03.12.2018 N 764н)

Таким образом, на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, может быть направлено:

(6 900 496,92 – 9000,00 – 5 200 000,00)              +               (34 502 484,60 х 10%) = 5 141 745,38 рублей

               Из расчета - до 20%                                          Дополнительно из расчета - до 10%

 

2. Какие документы нужно подать в ФСС РФ

 

Для финансирования предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации необходимо предоставить (п. 4 Правил):

·    план финансового обеспечения предупредительных мер;

·    заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер;

·    обосновывающие документы (раздел 2.3)

 

2.1. Как составить план финансового обеспечения предупредительных мер

План составляется по форме, приведенной в Приложении к Правилам.

В этом документе указываются все мероприятия, запланированные на текущий год, в том числе по кварталам.

 

 

Образец заполнения плана финансового обеспечения предупредительных мер

2.2. Как заполнить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер

Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении N 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н.

 

 

Образец заполнения заявления

2.3. Какие обосновывающие документы прилагаются к заявлению

Состав обосновывающих документов представлен в п. 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер:

Общий (для всех мероприятий):

·               копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, который разработан по итогам специальной оценки условий труда;

и (или)

·               копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

 

Внимание! Реквизиты и наименование перечисленных выше документов указываются в графе 3 Плана финансового обеспечения предупредительных мер.

Документы, которые необходимы для представления под конкретные мероприятия.

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер:

«Проведение специальной оценки условий труда»

·               копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

·               копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест;

 

б) В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер:

«Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда»:

·               копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах, которая может быть представлена при подтверждении расходов (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) порядком, не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда);

·               копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;

·               копии документов, обосновывающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования, - копию договора на проведение соответствующих работ;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте отдельных категорий работников»:

·               копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда и (или) на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте с отрывом от производства;

·               список работников, направляемых на обучение по охране труда и (или) на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

·               копию договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация) и аккредитованной в установленном порядке <2> и (или) копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте работники, указанные в абзаце восьмом подпункта "в" пункта 3 Правил;

--------------------------------

<2> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г. N 17648) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 794н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г. N 18605), от 30 июня 2011 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г. N 21489) и от 22 ноября 2011 г. N 1379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2011 г. N 22690).

 

·               копию уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

·               копию программы обучения, утвержденной в установленном порядке;

·               копию свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в случае направления работников на обучение по охране труда в соответствии с подпунктом 2.3.2 Порядка N 1/29 или на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

·               сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, в которой проходили обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте работники, указанные в абзаце восьмом подпункта "в" пункта 3 Правил.

Одновременно со списком работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

В случае включения в список руководителей организаций малого предпринимательства и работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда:

·               копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства;

·               справку о средней численности работников организации малого предпринимательства за прошедший календарный год;

·               копии приказов о возложении на работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалистов по охране труда;

В случае включения в список руководителей государственных (муниципальных) учреждений - копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

В случае включения в список руководителей и специалистов служб охраны труда организаций - копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

В случае включения в список членов комитетов (комиссий) по охране труда - копии приказов работодателей об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;

В случае включения в список уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов

·               выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

В случае включения в список отдельных категорий работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, - копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) работников, подлежащих обучению по охране труда в соответствии с подпунктом 2.3.2 Порядка N 1/29;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств»:

·               перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

·               перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) порядком, не истек, то с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда), с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;

·               копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011), с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. N 221 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 20.11.2012);

·               копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты - для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации; копия декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара - для СИЗ, изготовленных на территории других государств - членов Евразийского экономического союза;

 

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»:

·               заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - заключительный акт);

·               списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;

·               копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;

·               копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, и (или) счетов на приобретение путевок;

·               калькуляцию стоимости путевки;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством»:

 Дополнительно:

·               копию справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение (форма N 070/у) (далее - справка по форме N 070у), при отсутствии заключительного акта;

·               списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в справке по форме N 070у, при отсутствии заключительного акта;

·               копию документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;

·               письменное согласие работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных;

·               форму списка, согласно приложению № 1

·               форму письменного согласия работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных, согласно приложению № 2.

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»:

·               копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного работодателем в установленном порядке <3>;

--------------------------------

<3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г. N 22111).

·               копию договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

·               копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

 

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н» (далее – Перечень):

·               перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня;

·               номер рациона ЛПП;

·               график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;

·               копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда;

·               копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период;

·               копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в структурных подразделениях страхователя;

·               копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя»:

·               копию локального нормативного акта о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников;

·               копию лицензии страхователя на осуществление предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников или копию договора страхователя с организацией, оказывающей услуги по проведению предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников, с приложением лицензии данной организации на право осуществления указанного вида деятельности;

·               копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей»:

·               копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок (при наличии) и (или) копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности страхователя;

·               перечень транспортных средств (далее - ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра;

·               копии паспортов ТС;

·               копию свидетельства о регистрации ТС в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

·               копии счетов на оплату приобретаемых тахографов;

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи»:

·               перечень приобретаемых медицинских изделий <4> с указанием количества и стоимости приобретаемых медицинских изделий, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектацией аптечками;

--------------------------------

<4> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2011 г. N 20452).

 

В случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятия «Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах» или «Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации»:

 

·               копии документов, обосновывающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования;

·               копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

·               сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, в случае приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию обучения работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

 

Документы (копии документов), указанные в пункте 4 Правил (перечисленные выше по тексту), за исключением документов, предусмотренных настоящим пунктом, представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы.

2.4 В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда запрашивает посредством межведомственного запроса:

а) в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации:

·               сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда), - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер: проведение СОУТ;

·               сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер: обучения по охране труда;

б) в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения:

·               сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации, - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер: санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

·               сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер:  проведение ПМО;

·               сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер: приобретение алкотестеров или алкометров;

в) в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;

г) в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

·               сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

·               сведения о лицензии на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок и (или) сведения, подтверждающие соответствующий вид экономической деятельности страхователя, которые входят в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер: тахографов, ежедневно поступают в территориальный орган Фонда в рамках системы "одного окна" из территориального органа Федеральной налоговой службы.

Страхователь вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда документы (копии документов), сведения о которых могут быть запрошены территориальным органом Фонда в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с настоящим пунктом.

 

3. Когда и как представить в ФСС РФ заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и другие документы

 

Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер в текущем году - до 1 августа (п. 4 Правил).

Средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать представление документов на последние дни. Если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (пп. "в" п. 10 Правил).

Перед тем как готовить документы, проверьте, нет ли у вас непогашенных недоимок, пеней или штрафов по взносам на травматизм. Если они будут на день подачи заявления, расходы не возместят (пп. "а" п. 10 Правил).

Подать готовый комплект документов можно следующими способами (п. 4 Правил, п. п. 19, 54, 55 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н):

·    направить весь пакет документов в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). И заявление, и приложения к нему нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью;

·    передать документы на бумаге лично или направить почтой;

·    направить заявление в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а приложения к нему представить на бумаге. Заявление достаточно подписать простой электронной подписью. Фонд рассмотрит заявление только после того, как вы представите все необходимые приложения.

Копии документов на бумаге необходимо заверить печатью при ее наличии (п. 6 Правил).

3.1. Основания, при наличии которых может быть отказано в финансировании предупредительных мер

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

 

4. Как получить решение фонда о финансировании предупредительных мер

Отделение Фонда принимает решение в следующие сроки (п. 8 Правил):

·    10 рабочих дней - если сумма взносов на травматизм за предыдущий год составляет 25 млн руб. или меньше;

·    18 рабочих дней (3 + 15 рабочих дней) - если она превышает 25 млн руб.

В таких случаях отделение Фонда направляет документы на согласование в центральный аппарат фонда. После согласования с центральным аппаратом Фонда выносится решение о финансировании предупредительных мер/ отказе в финансировании предупредительных мер.

Решение о финансировании предупредительных мер оформляется приказом, который  направляется страхователю. Информацию о результате рассмотрения заявления также можно найти на сайте отделения Фонда  http://r47fss.ru (п. п. 7, 9 Правил)

 

5. Как отчитаться об использовании сумм взносов на травматизм

 

Если отделение Фонда одобрит финансирование предупредительных мер за счет взносов, нужно будет вести учет расходов на эти меры и составлять отчеты (п. 12 Правил ) мер).

После завершения запланированных мероприятий представьте в орган ФСС РФ документы, подтверждающие расходы (п. 12 Правил).

При неполном использовании средств направьте в фонд до 10 октября уведомление в свободной форме (п. 13 Правил)

 

 

5.1. Когда и куда подать отчет об использовании страховых взносов на травматизм

Отчет следует составлять ежеквартально и сдавать в территориальный орган ФСС РФ вместе с расчетом по форме 4 - ФСС(п. 12 Правил).

Отчет составляется нарастающим итогом в рублях и копейках (без округления).

 

 

 

Если запланированные мероприятия, указанные в плане финансового обеспечения предупредительных мер, приходятся, например, на II и III квартал в отчете за II квартал необходимо указать расходы, произведенные во II квартале, а в отчете за III квартал информация указывается нарастающим итогом и включает сведения о расходах за II и III кварталы вместе.

 

5.2. Как заполнить отчет об использовании сумм страховых взносов на травматизм

Рекомендуем использовать форму отчета, приведенную в Приложении N 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

 

 

Образец заполнения отчета

 

Внимание!

 

Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года(п.13 Правил)

Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил)

Отделение Фонда осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер (п. 15 Правил).

 

Обзор ошибок и требований по ФПМ на 2019 год

 

I.                  Требования по заполнению формы заявленияо финансовом обеспечении предупредительных мер:

 

1.             Заявление предоставляется по форме приложения N 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от 02.09.2014 N 598н.

2.             Изменение формы (исключение, дополнение строк) не допускается.

 

3.             В соответствии с Административным регламентом от 02.09.2014 №598н заявителем государственной услуги является страхователь – юридическое лицо любой организационно-правовой формы.

По строке: Сведения о страхователе: указывается полное наименование страхователя (как указано в ЕГРЮЛ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ территориальным органом Фонда осуществляется регистрация страхователя – юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (далее – обособленное подразделение страхователя). В связи с чем, при обращении за ФПМ обособленного подразделения страхователя

По строке: Сведения о страхователе: указывается полное наименование юридического лица (головы), затем наименование обособленного подразделения страхователя. страхователя (как указано в ЕГРЮЛ).

Например: Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» филиал АО «Концерн Росэнергоатом» Ленинградская атомная станция»

 

4.             По строке «Регистрационный номер страхователя»  при обращении подразделения страхователя указываются два регистрационных номера: юридического лица (головы) и обособленного подразделения страхователя.

 

Например:Регистрационный номер страхователя, зарегистрированного  в  территориальном органе Фонда:

 

│7 7│2 9│0│3│1│1│6│8│ / │4│7│0│5│0│0│2│0│0│7│

 

ИНН

 

│7│7│2│1│6│3│2│8│2│7│

 

5.             Заявление должно быть надлежащим образом подписано.

При необходимости, прикладывается доверенность.

Как следует их пункта 4 Правил ФПМ…, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 № 580н, с заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер и комплектом документов в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации обращается страхователь.

Вместе с тем, заявление может быть подано обособленным подразделением страхователя при условии делегирования страхователем такому обособленному подразделению полномочий в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, указано в ЕГРЮЛ (! смотрим на сайте ФНС).

Если заявление подписывает лицо, не указанное в выписке ЕГРЮЛ в качестве лица,

имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, то полномочия лица, подписавшего заявление, должны быть документально подтверждены. В данном случае, к заявлению прикладывается доверенность. Соответствующие полномочия могут быть изложены в ней в общем виде или детализированы (например, представлять интересы и участвовать в правоотношениях с Фондом социального страхования Российской Федерации (государственными внебюджетными фондами)).

6.             Количество и перечень документов, перечисленных в заявлении должен соответствовать их реальному количеству. При этом должно быть указано какой документ приложен: оригинал или копия.

7.             Надлежащее оформление копий документов (заверяются все листы либо комплект документов прошивается, пронумеровывается, скрепляется печатью).

 

II.               Требования по заполнению формы плана финансового обеспечения предупредительных мер:

1.             План составляется по форме, приведенной в Приложении к Правилам ФПМ…, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 № 580н.В плане указываются все мероприятия, запланированные на текущий год, в том числе по кварталам.

2.             План согласовывается территориальным органом Фонда.

3.             В случае, когда решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается после согласования с Фондом (в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 25 000,0 тыс. рублей) все предполагаемые изменения в плане (по различным причинам) также проходят согласования в Фонде.

Если сумма, заявленная страхователем больше суммы, согласованной территориальным органом Фонда, заявление можно не переписывать (согласованная сумма прописывается специалистом на заявлении от руки цифрой и прописью).

 

III.           Требования по заполнению документов, представляемых с заявлением.

 

3.1. Обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте:

1. При проверке договора, заключенного страхователем с обучающей организацией, необходимо подтверждение двух условий:

а) обучающая организация должна быть включена в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (деятельность не должна быть приостановлена , прекращена и т.д.);

б) у обучающей организации должна быть лицензия на определенный вид деятельности. 

Например, в случае обучения вопросам безопасного ведения работ отдельных категорий работников организации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, должна быть представлена лицензия на образовательную деятельности по вопросам охраны труда, а также по вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

2. Необходимы документы, подтверждающие, что обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Необходимо проверять срок обучения. На основании Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 153 от «21» июня 2003 года «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» продолжительность обучения по охране труда не может быть менее 40 часов. Продолжительность обучения может быть 72 часа.

4. Необходимо проверять документы, подтверждающие принадлежность сотрудников к отдельным категориям работников, подлежащих ФПМ за счет средств ФСС.  

 

 

 

 

3.2.       Приобретение СИЗ:

1.             Необходимо проверять представляемый страхователями Перечень приобретаемых СИЗ.

Перечень приобретаемых СИЗ должен быть составлен в соответствии типовыми отраслевыми нормами с указанием в нем: профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ.

Названия профессий (должностей) работников, которым надлежит выдавать СИЗ, должны соответствовать единому квалификационному справочнику.

2.             Если количество выдаваемых СИЗ (либо само СИЗ) не соответствует типовым отраслевым нормам, страхователь должен представить документ, обосновывающий принятое решение. Например, представить локальный нормативный акт, в соответствии с которым он выдает СИЗ сверх предусмотренного объема, либо заменяет один вид СИЗ на другой.

Согласно ч. 2 ст. 221 ТК РФ, работодатель может улучшить защиту от вредных и опасных производственных факторов по сравнению с действующими типовыми нормами, либо предусмотреть выдачу СИЗ работникам, для которых она не установлена в обязательном порядке. Замена приобретаемых СИЗ (либо обеспечение сверх норм, установленных типовыми отраслевыми номами) должна осуществляться в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

В представленном случае локальный нормативный акт должен отдельно перечислять тех работников, которым СИЗ выдаются в соответствии с требованиями законодательства, и тех, кто получает их по желанию работодателя. Данный документ требует обязательного согласования с профсоюзом или иным органом, представляющим интересы работников. Утверждению подобного локального акта на производстве должна предшествовать процедура СОУТ.

3.             Необходимо проверять Сертификаты соответствия (декларации соответствия).

Сертификаты соответствия должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»(указано в тексте Сертификата)                                                                               

3.3.       Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – СКЛ):

1.             Необходимо сопоставлять списки работников, направляемых на СКЛ, с заключительным актом по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (далее – заключительный акт).

Списки работников, направляемых на СКЛ, должны быть обоснованными и содержать следующую информацию:

  а) рекомендации о необходимости СКЛ, соответствующие рекомендациям, указанным в заключительного акте,

б) иметь ссылку на номер и дату заключительного акта в соответствии с которым работнику определена нуждаемость в СКЛ.  

Если страхователь представляет несколько заключительных актов (например, за 2017 и за 2018 годы) к списку работников, направляемых на СКЛ, страхователь прикладывает пояснительную записку, в которой поясняет обоснованность включения работника на основании заключительного акта 2017 года в список направляемых на СКЛ текущего года (это может быть связано, например, с периодичностью прохождения периодических медицинских осмотров). 

2.      Необходимо обращать внимание на надлежащее оформление заключительного акта.

Заключительный акт – это основной документ, который составляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 302н, по окончании прохождения периодического медосмотра, медицинской организацией совместно с представителями работодателя.

Заключительный акт должен быть подписан председателем врачебной комиссии медицинской организации с указанием фамилии и инициалов и заверен печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр. Наличие штампа медицинской организации «Утверждаю» не обязательно.

На заключительном акте должна стоять подпись руководителя страхователя с указанием фамилии и инициалов, печать страхователя и дата ознакомления руководителя с результатами осмотра.

В заключительном акте не допускается зачёркивания и исправления.

3.      Необходимо обращать внимание на продолжительность СКЛ.

Продолжительность СКЛ в соответствии с приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" составляет от 14 до 21 дня.

4.      При направлении работников на СКЛ в подведомственные  профилактории:

- необходимо дополнительно получить учредительные документы, в которых указано, что у страхователя имеется этот профилакторий;

- наличие лицензии по соответствующему профилю лечения обязательно.

 5. Если производится замена работника, включенного в список направляемых на СКЛ (по различным причинам), страхователь представляет на сотрудников, которыми будет произведена данная замена, полный комплект документов:

- дополнительный список,

- заключительный акт,

- пояснительную записку, обосновывающую произведенную замену. 

 3.4. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – ПМО):

1.             Необходимо проверить списки работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году (далее – списки).

Списки работников, подлежащих прохождению периодических медицинских осмотров составляются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов….».

Списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра (разрабатываются и утверждаются работодателем).

Списки должны содержать следующую информацию:

- быть утверждены страхователем: наличие штампа «Утверждаю»;

- содержать ФИО;

- профессию (должность) работника, подлежащего ПМО (наименование профессии (должности) работника указывается согласно штатному расписанию);

- наименование вредного производственного фактора или вида работы (указывается в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ  - приложение № 1 и № 2 приказа                     № 302н от 12.04.2011);

-наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).

2.             Запрещается требовать документы, которые отделение Фонда может самостоятельно запросить в порядке межведомственного взаимодействия.

Например, лицензия медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Аналогичное требования предъявляется по другим мероприятиям относительно документов, получаемых в порядке межведомственного взаимодействия.

3.      Необходимо обращать внимание на калькуляцию стоимости ПМО.

 

 

В случае, когда ПМО осуществляется с выездом бригады врачей по месту нахождения страхователя (! читаем условия договора) в калькуляцию стоимости ПМО не должны быть включены расходы на питание и проживание врачей.

3.5. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (далее - тахографы):

1. При выборе данного мероприятия обязательным условием является то, что страхователь должны быть соблюдены следующие условия:

- страхователь - владелец транспортного средства;

- соответствующий вид деятельности.

2. Расходы, связанные с установкой, монтажом тахографов не подлежат финансированию.

 

3.6.       Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах:

В рамках этого мероприятия представляются документы, подтверждающие необходимость приобретения прибора для безопасного ведения работ (например, самоспасатели для шахт). В качестве документа может быть представлена технологическая карта, в которой должно быть четко прописано, что этот прибор необходим для безопасного ведения производства в рамках технологического процесса.

Согласно ответу Минтруда России расходы на приобретение пожарной сигнализации, аккумуляторов для ее работы не могут быть приняты в рамках ФПМ (основание: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н
"Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").

3.7.       Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации:

В рамках этого мероприятия представляются документы, подтверждающие необходимость приобретения прибора для проведения обучения (то, с помощью чего можно научить в рамках технологического процесса).

Нельзя приобретать например, интерактивные доски.

 

IV.           Требования по исполнению общих правил:

4.1.       Необходимо обращать внимание на наличие недоимки, в том числе выявленной в результате камеральных проверок:

В соответствии с п.10 Правил территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе в случае, если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.

!!! Наличие выявленной недоимки смотрим по дате открытия проверки (не по требованию о погашении недоимки)

 

Таким образом, если проверка открыта до 01 августа, а ее окончание приходится на период после 01 августа, страхователя, в отношении которого открыта такая проверка и подавшего заявку на ФПМ, необходимо информировать о необходимости погашения недоимки до 01 августа (в случае ее выявления). В случае непогашения недоимки - отказ в ФПМ.

 

4.2.Соответствие всех абсолютных и относительных показателей, указанных в документах.

 

В плане ФПМ необходимо корректно отражать количественные показатели (чел., шт., раб. места…). Они должны соответствовать расчетной сумме финансирования.

 

Например:Страхователь планирует в IIIквартале 2019 г. провести ПМО. Договор с мед. организацией заключен на сумму 300 тыс. рублей, ПМО подлежат 100 чел. Расчетная сумма ФОПМ 180 тыс. рублей.  Таким образом, количество человек, подлежащих ПМО за счет средств ФСС составляет: 60 чел. (300 тыс. руб. / 100 чел.= 3 тыс. руб., 180 тыс. руб./3 тыс. руб. = 60 чел.)

В плане ФПМ страхователь должен указать показатели, которые формируются от расходов за счет средств ФСС :

 

N п/п

Наименование предупредительных мер

Обоснование для проведения предупредительных мер (коллективный договор, соглашение по охране труда, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда)

Срок исполнения

Единицы измерения

Количество

Планируемые расходы, руб.

всего

в том числе по кварталам

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Соглашение об охране труда от 08.02.2019

IIIкв-л

2019

Чел.

60

 

180 000,00

 

 

180   000,00

 

 

 

Аналогично составляется план при планировании расходов за счет средств ФСС на СОУТ, СКЛ, СИЗ.